Альбина,
25 лет и старше
, Новоалександровск
Я работаю педагогом-психологом в школе
Помогите пожалуйста решить вопрос! Я работаю педагогом-психологом в школе. Есть ребенок с проблемой. Девочка 6 класс, страдает избирательной немотой. В школе с детьми и на уроках ребенок не разговаривает, на просьбы учителя ответить, просто молчит. Проводила тестирование, ребенок адекватен, пишет, не рисует, плачет. Подскажите пожалуйста, по какой еще методике можно разговорить ребенка?
Здравствуйте, Альбина
По Вашему описанию, девочка не страдает «немотой», так как владеет речью. Она не говорит в школе. Не понятно, что является причиной этого. Спектр этих причин может быть достаточно широким, из письма вряд ли можно судить об этом. Думаю, Вам важно знать, что в таких ситуациях, в которых особенность ребенка является достаточно устойчивой (не ситуативной), такое поведение не является проявлением упрямства, и ребёнку трудно им управлять усилием воли. Это, как правило, сложная эмоциональная защитная реакция. За этим — болезненные переживания. Что происходит, когда Вы намерены её «разговорить»? Вы как бы лишаете её защиты, ничего не предоставляя взамен. Поэтому воздействие на поведение ребенка в данном случае имеет обратный эффект: она только укрепит свои защиты, то есть закроется еще сильнее.
Если молчание девочки не связано напрямую с обстоятельствами, которые влияют на неё в школе, то ей необходима специальная работа, чтобы понять причины её реакций и помочь ей их преодолеть. Вам стоит объяснить это родителям и рекомендовать такую работу с ребенком. В школе такая работа имеет ограничения, так как требует специальной подготовки и условий, при которых специалист не будет включен в повседневные события её школьной жизни. Психологи центров для детей, которые работают в системе образования Ставропольского края, смогут в этом помочь.
Хорошо, если там же Вы получите профессиональную консультацию (супервизию) по сопровождению девочки в условиях школы. Контакты центров Вы можете найти здесь