Здравствуйте, Мира.
Из Ваших слов я поняла так, что Вы оказались в ситуации, когда учитель на Вас давит, использует Ваши способности, а Вам трудно дать ему отпор.
Знаете, в Вашей ситуации сложно выбрать правильный путь. С одной стороны, учитель ценит Ваши способности, и это очень приятно. Вас заметили, Вы поднялись на планку выше, чем Ваши одноклассники. Этим можно гордиться. Но с другой стороны, есть «побочные эффекты». Вы можете чувствовать себя использованной. Вы не маленькая девочка, и понимаете, что от Вас ожидают вполне конкретной линии поведения. Интересуются не Вашим внутренним миром, не Вашими планами на будущее, не Вашим самочувствием, а лишь конкретной Вашей способностью. Я представляю, как это может злить! Конечно, хочется, чтобы Вас перестали использовать, отстоять право на независимость. Как это сделать?
Мира, у Вас родилась фантазия, что можно опозорить учителя, чтобы ему было стыдно Вас выставлять на олимпиады. Это Ваше право. Но только почему-то Вам захотелось посоветоваться с психологом: можно ли так делать. Внутри Вас есть какое-то сомнение, что так делать нельзя. Откуда это сомнение? У меня несколько предположений.
1. Если Вы провалите олимпиаду или конкурс, то Вы не оправдаете ожидания учителя, который сейчас Вас ценит. Возможно, он в Вас разочаруется. Возможно, нет. (Это зависит только от учителя, и Вы с этим ничего сделать не можете). И тогда придётся столкнуться с не самой приятной реальностью. Нужно будет ответить на вопрос: за что ещё, помимо Ваших знаний, Вы себя цените? Будете ли Вы интересны окружающим точно так же, если провалите олимпиаду? Не останетесь ли Вы одинокой, и, если останетесь, то как будете справляться с этим чувством?
2. Вы где-то внутри понимаете, что «искать обходные пути», искусственно проваливать олимпиаду, — это детская линия поведения. Из конфликтных ситуаций (а Ваши отношения с учителем подразумевают конфликт) есть несколько способов выхода. Провалить олимпиаду — это значит уйти от конфликта, избежать обиды на Вас учителя и не чувствовать себя виноватой за то, что пошли против его воли.
Другие варианты исхода этого конфликта более зрелые, но они сложнее. Например: настоять на своём (но тогда разрешить себе некоторое время чувствовать себя виноватой); найти компромисс (но тогда договариваться с учителем, научиться вести себя более уверенно); уступить и сделать, как хочет учитель (но тогда сознательно отказаться от своих интересов).
3. Мира, это только моё предположение, но возможно, у Вас есть два желания. Помимо желания отстоять свои интересы, Вам всё-таки хочется испытать свои силы и поучаствовать в конкурсе. Конкурс даёт Вам возможность понять, на что Вы способны. Но Вам страшно (и это вполне естественно). И тогда легче пережить провал, убедив саму себя в том, что «и не очень-то хотелось победить», «это надо учителю, а не мне», «я специально провалила конкурс, чтобы от меня отстали», «пусть стыдно будет не мне, а учителю».
В любом случае, Мира, Ваш вопрос затрагивает тему самооценки и умения вести себя в конфликтных ситуациях. Несмотря на простое, казалось бы, письмо, в нём очень много чувств. ЗдОрово, если есть, с кем всеми этими чувствами поделиться.
Спасибо Вам за доверие.